d5e09463     

Парнов Еремей - Новые Компоненты Мира



Е. Парнов
НОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРА
О научной фантастике говорят, что она появилась с Жюлем
Верном или что она дитя нашего века, атома, космоса и кибер-
нетики. Между тем, на мой взгляд, фантастика стара, как само
человечество. Во всяком случае она много старше письменнос-
ти. По сути дела, олицетворение сил природы - это фантасти-
ческое творчество.
Для фантастики характерна игра компонентами мира, она
постоянно варьирует эти компоненты, а потом с любопытством
смотрит, что из всего этого получится.
Мечта о лучшей жизни заставляла писателя придумывать но-
вые компоненты, "изобретать" чудесный аппарат или вещества,
которые увеличивали власть человека над природой, облегчали
труд, скрашивали досуг. Так сталк появляться фантастические
изобретения, которые затем помогли созданию изобретений ре-
альных. Это и самолет, и подводная лодка, и синтетическая
пища. Люди веками мечтали об этом и, наконец, осуществили
свои мечты.
На рубеже XIX и XX веков, когда стала рушиться ныотониан-
ская картина мира, когда закладывались основы теории относи-
тельности, начала развиваться, если можно так сказать, науч-
но-техническая фантастика. Властителем молодежи стал Жюль
Берн. Это было интересное время, когда религиозная вера в
чудесное и неожиданное уступила место вере в чудеса науки. И
фантастика тех лет полностью отразила эти ожидания. Она
"изобрела" все, о чем только можно было мечтать, умолчав
лишь о том, что принципиально не предвидимо.
Так, в 1895 году инженер В. Н. Чиколев публикует книгу
"Электрический рассказ", герой которого знакомится в Инсти-
туте экспериментального электричества с электрифицированными
фермами, электровозами, всякого рода автоматами. Это был
почти в буквальном смысле слова взгляд в завтра. Потом это
получило название "фантастики ближнего предела", в которой
уже разработанные, но еще не вышедшие из стен научных лабо-
раторий приборы и материалы сделались самоцелью, основным
объектом повествования. К таким приборам были искусственно
пристегнуты люди, поскольку без людей не может быть и лите-
ратурного произведения.
Но рубеж XIX и XX веков характеризуется не только сменой
физической картины мира. Это было время, когда началась ре-
волюционная борьба за утверждение нового общественного строя
- социализма, что не могло пройти бесследно для литературы.
В самом конце века появляется знаменитая утопия Вильяма Мор-
риса "Вести ниоткуда", потом выходит в свет "Железная пята"
Джека Лондона. Общество будущего уже не мыслится иначе, как
общество социалистическое, завоеванное рабочим классом в
упорной борьбе.
Окружающий человека мир становится все более похожим на
тот, который мы знаем. Мечты превращаются в явь. Появляются
и самолеты, и подводные лодки.
Но много ли от них толку? Разве жизнь стала более счаст-
ливой и простой? Одни только изобретения еще не гарантируют
человеку (пусть даже литературному герою) счастливой жизни.
Прогресс науки оказывается в неразрывной связи с прогрессом
в социальных отношениях.
Каждая новая победа человеческого гения, каждая осущест-
вленная мечта фантаста рано или поздно воздействовала на
повседневную жизнь людей. И воздействовала по большей части
благотворно. Возьмем, к примеру, самое последнее завоевание
- космос. Современная фантастика немыслима без полетов на
другие планеты, звезды, даже в иные галактики. Но реальные
космические экспедиции, как мы знаем, требуют колоссальных
денежных затрат. Мне не раз приходилось читать статьи, авто-
ры которых



Содержание раздела